Но «магические» приставки сегодня можно добавлять почти к любому товару: законов, регулирующих производство органических (натуральных и экологически чистых) продуктов, в России пока нет. Сейчас они разрабатываются. Что изменится для простых потребителей после введения чётких регламентов и будет ли «наше, местное» считаться экологически чистым?
Первый шаг
Существует стереотип: морковка, купленная на рынке у бабушки, — полезная, а та, что из магазина, — не очень, ведь её поставляет с полей крупный производитель, который наверняка применяет химикаты. Но кто проверял? Может быть, бабушка по незнанию удобряет огород пестицидами, а в крупном хозяйстве, напротив, соблюдаются все необходимые нормы?
Но какие нормы нужно соблюдать, чтобы продукт можно было однозначно назвать органическим или экологически чистым? Российские производители долго ждали, когда появятся чёткие правила. 30 июня этого года Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии наконец утвердило первый нормативно-правовой документ в этой сфере — национальный стандарт ГОСТ Р56508−2015 . Он регламентирует процессы производства, хранения и транспортировки органической продукции и начнёт действовать с 1 января 2016 года.
Во время осенней сессии депутаты думы будут обсуждать законопроект о производстве органической продукции. Его разработкой занимаются Министерство сельского хозяйства РФ и комитет по аграрным вопросам Госдумы.
Новый ГОСТ не только устанавливает требования к конечному продукту, но и регламентирует каждый этап его производства. Так, хозяйство должно находиться вдали от источников загрязнения окружающей среды (конкретное расстояние в документе не указано, зато допускается установка барьеров для защиты от загрязняющих веществ). Почва, где выращиваются культуры, должна быть свободна от химикатов. Если сейчас на участке применяются химические удобрения, процесс естественного очищения земли должен продолжаться не менее двух-трёх лет.
Удобрения должны быть только натуральные. Использовать химикаты для защиты растений от колорадского жука, гусениц и прочих вредителей, как и для обработки семян, запрещено.
ГОСТ устанавливает также особые правила производства продуктов животноводства. В частности, птицы и животные должны содержаться на свободном выгуле, отношение к ним должно быть максимально гуманное. Корма — только натуральные. Запрещается необоснованное применение антибиотиков и гормонов роста. Сроки до убоя должны быть значительно больше, чем в интенсивном сельском хозяйстве.
Некоторые требования ГОСТ Р 56508–2015
Не допускается применение синтетических регуляторов роста и синтетических красителей.
Участки земель, в которых содержание загрязняющих веществ превышает гигиенические нормативы для почв, должны быть выведены из севооборота.
Содержание птицы в клетках запрещено. Водоплавающая птица должна иметь доступ к проточной воде, пруду или озеру, когда это позволяют погодные условия.
В течение всей жизни животного, в том числе во время убоя, любое страдание, в том числе хирургическое вмешательство, должно быть сведено к минимуму.
Все молодые млекопитающие выкармливаются натуральным молоком, преимущественно материнским, в течение следующих периодов: для крупного рогатого скота, лошадей — не менее трёх месяцев; овец и коз — не менее 45 дней; свиней — не менее 40 дней.
Между тем
В настоящее время органическое сельское хозяйство практикуется более чем в 150 странах мира. В 84 странах действуют соответствующие законы. По оценкам экспертов, мировой рынок экологически чистой сельхозпродукции в 2020 году составит 200—250 миллиардов долларов. Россия способна занять 10—15% рынка.
Зона рискованного земледелия
Правила установлены, но готовы ли фермеры использовать «зелёные» технологии?
«Если будет спрос на натуральные продукты, сельхозпроизводители, безусловно, будут переходить с современных методов земледелия и животноводства на те, что известны с древних пор. В Подмосковье, насколько мне известно, уже есть подобные хозяйства, про Свердловскую область пока не слышал», — заявил богдановичский фермер Анатолий Жигалов.
По его мнению, экопродукты должны быть примерно в два раза дороже обычных, потому что их производство требует дополнительных физических усилий, а также материальных и временных затрат. Так, отказавшись от гербицидов, для борьбы с сорняками придётся применять так называемые пары — поля, которые в течение года оставляют незасеянными. В этот период почву только удобряют и защищают от сорняков.
«Я и сам не против того, чтобы выращивать продукцию безо всякой химии, — сказал фермер. — Кстати, для производства огурцов, томатов, а также кормов для скота мы не используем минеральные удобрения, рассчитываем на то, что покупатели это оценят. Но наше хозяйство расположено в 50 километрах от Белоярской атомной станции, многие считают, что это — зона риска».
Единственная защита от ГМО
На Среднем Урале кругом промышленные предприятия. Неужели по этой причине всю выращенную у нас продукцию нельзя считать органической?
На Белоярской атомной станции «ОГ» рассказали, что в радиусе 13 километров от них регулярно проверяются не только воздух, вода и почва, но и рыба из водоёмов, молоко, мясо, овощи, ягоды и фрукты местного производства. Измерения показывают, что в штатном режиме работы БАЭС практически не оказывает радиационного влияния на окружающую среду. Стало быть, заниматься сельским хозяйством там вполне безопасно.
«Специальное исследование того, как влияют неблагоприятные факторы на плодовые растения, проводила Свердловская селекционная станция садоводства. Оказалось, что в яблоках, грушах, смородине и других плодах, выращенных в черте Екатеринбурга, содержание нитратов и тяжёлых металлов в разы меньше уровня предельно допустимой концентрации. То есть продукция, выращенная в неблагоприятных с точки зрения экологии условиях, вполне пригодна для употребления», — рассказал директор Музея плодового садоводства Среднего Урала Геннадий Короленко. Он утверждает, что, в отличие от дымовых труб и выхлопных газов, очень негативно влияют на продукцию химикаты, способные накапливаться в растениях и попадать в плоды.
«Ещё более опасно вмешательство в генетическую природу растений. Продукты, содержащие генетически модифицированные организмы (ГМО), проходят через организм человека и выходят, словно инородные тела, не принося никакой пользы», — считает Геннадий Короленко.
Пользы нет, а вот вред вполне может быть: мнения специалистов на этот счёт расходятся, но большинство относится к ГМО негативно. Кстати, ГОСТ Р56508–2015 — это единственный стандарт, гарантирующий полное отсутствие генно-модифицированных организмов в продуктах.
Между тем считается, что без применения био- и интенсивных технологий не удастся накормить растущее население планеты. С этим согласны и уральские экономисты.
«Я одобряю решение утвердить ГОСТ, полностью запрещающий использование химии и ГМО. Человек, покупая продукты, должен понимать, какому стандарту они соответствуют, особенно если это продукты для детского или лечебного питания, — заявил директор Института экономики УрО РАН Александр Татаркин. — Наверное, накормить всю планету экологически чистыми продуктами невозможно, и применять современные агротехнологии всё равно придётся. Но, как говорил помощник председателя правительства РФ Геннадий Онищенко, нельзя переходить грань, после которой продукт становится вредным и опасным»